История


Введение
 

Если на отрезке дороги Бугульма – Уральск между Кутушами и Михайловкой вы свернете на запад и поедете по отсыпанному дорожному полотну, покрытому гравийно-песчаной смесью, то первым селом, которое попадется вам на пути, будет Лаврентьевка. Но прежде чем достигнуть этого села, вы переедете три моста – через старое и новое русло речки Тананык и через овраг, именуемый Сухим Тананыком. А справа и слева от дороги почти на всем ее протяжении увидите богатые лиственные и хвойные насаждения – естественные и искусственные. А еще не можете не заметить признаки былого человеческого жилья. О нем напоминают старые кладбища. При внимательном рассмотрении можно обнаружить, что некоторые могилки ухожены, кресты окрашены свежей краской. Значит, кладбища посещаемы. Это и понятно, ведь большинство из существовавших здесь сел распалось при жизни нынешнего поколения людей.

Когда–то Лаврентьевка находилась в большом окружении сел, деревень, хуторов. Плотность населения здесь была, пожалуй, самой высокой на территории современного района. Лет семьдесят назад на пространстве между существующим сегодня шоссе и Лаврентьевской можно было насчитать более дюжины населенных пунктов. В Бузулукском городском государственном архиве хранятся карты бывшего уезда, принадлежавшие когда-то агроному Баринову. А теперь давайте разберемся, «откуда есть пошла Лаврентьевка», как развивалась, как жили в ней люди.

 

1. Пензяки
 

Жители села по праву могут считать себя пензяками. немногим менее двух веков назад, в 1830-31 годах несколько групп малоземельных русских крестьян из Краснослободского уезда Пензенской губернии после долгого пути в наши края приглядели пойму реки Тананык, по-хозяйски прикинули, прокормит ли их новая, чужая пока местность, и, придя к положительному выводу, стали обустраиваться. Одна из групп, возглавляемая неформальным лидером – поверенным Никитой Лаврентьевым, выбрала просторы, на которых и стоит сегодня это село. Назвав его Лаврентьевкой, увековечили имя главного первопроходца, которому, кроме налаживания своего крестьянского хозяйства, по воле своих земляков пришлось взять на себя труд – урегулировать с уездными властями вопросы размещения крестьян и межевание земель.

Чтобы укрепиться на этой земле, крестьяне пять лет не платили государственную пошлину. Правительство строго запрещало пахать земли на склонах. Поля, на которых работали крестьяне, назывались «ровнями». Название поля – «ровня» сохранилось до сегодняшнего времени. Нужно заметить, что уже в царское время обращали внимание на охрану природы.

Лаврентьевка не была большим по численности жителей селом, но она не была и маленьким. Во всяком случае, нынешняя ее численность (543 человек) не сравнима с той, что была спустя три десятка лет после заселения. Уже в 1868 году в селе насчитывалось 173 двора с населением 1227 человек, а еще через десять лет число дворов достигло 210, а числилось 1510 человек. А на стыке веков – девятнадцатого и двадцатого – в Лаврентьевке числилось 1834 жителя. Это были, преимущественно, русские государственные крестьяне, занимавшиеся земледелием и животноводством. Судя по тому, что в селе еще сохранились старые названия улиц – Удельная и Ясашная, можно предположить, что и налог казне крестьяне платили по-разному. Часть из них (ясашных), составлявших особую категорию государственных крестьян, платили натуральный налог (ясак), например, шкурами животных.
 

2. Улицы хранят историю
 

Если говорить об улицах, то Удельная и Ясашная улицы считаются здесь главными и простираются на расстоянии примерно в два километра от «Быкова дола до дома Агриппины Андреевны Гусевой». Разделяет их улица Поповка, получившая свое название из-за стоявшего на ней когда-то большого деревянного дома настоятеля местной церкви Серафима Георгиевича Жукова. К улице Удельной, со стороны существующей ныне Тананыкской дороги, примыкала улица, носившая название Переделовка. А к Ясашной и сегодня примыкает небольшая улица, именуемая Кутыревкой. Ее название напрямую связано с ремеслом живших на ней крестьян. В старину на Руси крестьян, промышлявших заготовкой сала, называли кутырниками. В Лаврентьевке их называли несколько иначе – кутырями. Именно на этой улице давно жили люди, занимавшиеся разведением породистых курдючных овец. Из них они вытапливали жир и продавали. А еще у Кутыревки на берегах речки после половодья обнаруживались кости овец.
 

3. Церковь
 

С середины девятнадцатого века жители Лаврентьевки относились к приходу церкви имени Покрова Богородицы, располагавшемся в волостном центре – Покровке. Путь до нее был не близкий – около двадцати верст. Вскоре, в 1857 году, образовался приход в селе Костине, сократив лаврентьевцам дорогу к храму, которым они пользовались более тридцати лет. Потом, в 1887 году, заложили свою церковь во имя Архангела Михаила, а в 1891 году ее достроили и освятили, и прихожанами ее сделались не только лаврентьевцы, но и жители ближайших окрестных деревень.

Располагалась она на том месте, где сейчас находится Дом творчества и часть территории детского сада. Церковь по приданию была большая, с красивым орнаментом, обшита деревом и покрашена желтой краской. Огорожена была железной изгородью с замысловатой вязью и арочными воротами. Высота церкви – от фундамента до верхушки креста – составляла 32 метра. Самый большой колокол весил 22 пуда (более трех с половиной центнеров). За церковью закреплены были поповские земли. До сих пор одно из полей называется «поповской нарезкой». В 30 – х годах поп ушёл из церкви.

Судьба церкви схожа с другими храмами. Долгое время она служила, сохраняя свой первоначальный облик, зернохранилищем. Правда, перед войной, в 1940 году, через село прошел сильный ураган, и под его воздействием колокольня упала.
В качестве зернохранилища церковь простояла до 1955 года. Затем по распоряжению председателя колхоза Ивана Семеновича Синякова ее сломали, якобы, на стройматериалы. Ломать храмы тогда уже умели: мощными тракторами С-80 с помощью стальных тросов вырвали углы и простенки между оконными проемами, и она рухнула на землю. При такой разборке получилось больше обломков, нежели стройматериалов. Поэтому их большую часть растащили на дрова. Сегодня напоминанием о церкви служит лишь собранный из ее бревен сарай да пара железных оконных решеток, используемых жителями для ограды подворий (Рисунок №).

Председатель колхоза И.С. Синяков, давший распоряжение о сломе храма, через некоторое время ослеп, а трактористы умерли преждевременно, не состарившись. В Лаврентьевке старики потом говорили, что это была кара за поруганную церковь…
 

4. Строительство села
 

В селе жил помещик Юда Иванович, который имел большой надел земли и считался землевладельцем. В 1888 г. он построил для себя два больших дома. Здесь со своей семьёй жил до 1931 г. Во время коллективизации он был раскулачен, у него отобрали земли и дома и выслали из села. Его земля и постройки перешли в пользование колхоза. В одном из домов было открыто правление, а в другом Сельский совет. В настоящее время эти постройки не сохранились.

В 1907 г. в селе был заложен фундамент школы. Строительство закончилось в 1908 г. Здание было обыкновенным деревянным домом, в котором было очень трудно проводить занятия. Открылась школа в том же 1908 г. Уроки вёл поп. Школа была трёхклассная. В 1964 г. было начато строительство новой школы. 1 сентября 1967 г. состоялось открытие новой школы, которая функционирует и по сегодняшний день.
До 90 – х годов в селе велось строительство частных и колхозных дворов. Национальный состав небольшой; в основном преобладают русские, три семьи казаков, семья Башкиров, украинцы, мордва, Азербайджане.

В 1932 г. на месте следующих деревень: Лаврентьевка, Алексеевка, Ежовка, Долговка был организован колхоз «13 лет Октября». В настоящее время на территории колхоза осталась одна деревня – Лаврентьевка. Колхоз организовался путём коллективизации частных хозяйств с целью ведения общего хозяйства. В то время в селе насчитывалось 376 частных подворий.
Ведение коллективного хозяйства в период с 1938 года и до переименования в Акционерное Общество закрытого типа «Русь» в 1992 году имело свои плюсы и минусы.

Государство в то время уделяло очень большое внимание сельскому хозяйству. В колхозе «13 лет Октября» в период военных лет и после войны до 1985 г. были влиты большие кредитные и заёмные средства, на которые приобретались: техника, горюче – смазочные материалы, строительные материалы. Велось плановое строительство жилья для колхозников, животноводческих помещений, помещений для ремонта и хранения техники.

Период с 1965 по 1975 гг. на территории колхоза были построены: большой современный клуб, школа на 200 учащихся, правление колхоза. В 1967 г. деревня была электрифицирована. В 1954 г. были распаханы остатки целенных земель по программе государства «Поднятие целинных и залёжных земель». На период 1954 г. земельная площадь колхоза составила 7560 гектар пашни. Вся земля обрабатывалась и приносила не малый доход колхозу.
 

5. Романтика ветра и проза чугунного шара
 

Крестьяне, основой жизни которых было земледелие, никак не могли обходиться без мельниц, и поэтому наиболее предприимчивые из селян осваивали мельничное ремесло. А поскольку использование энергии воды на Тананыкской зоне было крайне затруднительным, то десятки ветряных мельниц, расположенных на возвышенностях были привычным пейзажем того времени. Ветряки – это клад крестьянской премудрости и смекалки, венец крестьянской инженерной мысли. Под напором ветра через сложную систему шестереночных передач и вертикального вала вращение крыльев передавалось на жернова – сердце мельницы. Подобрать хороший камень для жернова тоже было большим искусством. «Плохой камень разорит, а хороший обогатит», - говорили в народе. И искали мельники вязкий, пористый, мелкозернистый камень – бледно-голубой песчаник. Зерно из мешком мельник засыпал в деревянные ковши-воронки, откуда оно поступало на жернова и перетиралось. По узкому лотку мука ссыпалась в деревянный ларь. Здесь же на первом ярусе, в небольшом закутке мельник хранил свой рабочий инструмент, а в стужу мог обогреться у небольшой чугунной печи.

Были такие мельницы и в Лаврентьевке. Старожилы помнят две из них. Одна находилась возле существующей ныне АЗС, другая недалеко от сельского кладбища.

Позже появилась мельница с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Это был одноцилиндровый «восемнадцатисильный» двигатель, отличавшийся всеядностью. Помольщикам, для того чтобы размолоть зерно, требовалось привести с собой и топливо. Везли и несли у кого что есть: керосин, мазут, нефть и даже какую-нибудь отработку ГСМ. Запускался двигатель с помощью паяльной лампы. На головке двигателя был отлит пустотелый шар – калоризатор. Его нагревали лампой докрасна, подводили поршень под верхнюю мертвую точку и резко вращали маховик. В этот момент форсунка делала впрыск топлива на раскаленный шар, и двигатель заводился. Мельником здесь долгое время работал Григорий Тимофеевич Смеющев. Мельничное дело он знал хорошо, но, бывало, как-нибудь проштрафится, и его за это снимали с работы. Уходя, Григорий Тимофеевич забирал с собой и лампу. Она была его личная, единственная на все село. Мельница не работает, шар греть нечем, снова шли за Смеющевым…

За помол расплачивались зерном в размере 5% от общего количества, а плата эта называлась гарнцем.
Эта мельница работала на простой размол зерна. Потом, в 1958 году, построили еще одну, уже с обойкой и ситами. А в 1967 году выстроили вальцовую мельницу, которая служит людям по сей день.
 

6. Пекарня
 

Через дорогу от мельницы стояла пекарня, построенная из самана. Пекарями работали мужчины И.С. Табатиров, А.Л. Куляпин, а подручными у них был Т.Д. Агеев. В пекарне была сложена большая русская печь, топившаяся дровами. Тесто для хлеба затеивалось и разделывалось вручную, а пекли его на поду. Часто припек получался объемный, и хлебы обратно через чело не проходили. Поэтому приходилось разрезать их внутри печи и только потом извлекать из нее.
 

7. Животноводство
 

Возле пекарни располагалась ветеринарная хата-лаборатория, а рядом с ней маленькое помещение, которое называли коптильней. Однако в ней ничего не коптили, а избавляли лошадей от чесотки. Загоняли лошадь в эту «коптильню», ее голову просовывали через узкое окно, чтобы лошадь не задохнулась, а внутри зажигали желтую серу и плотно закрывали дверь. Через некоторое время после такого «копчения» чесоточный клещ погибал, и лошадь избавлялась от этой напасти.

Еще до войны в хозяйстве была МТФ. Небольшая, всего на 13-14 дойных коров. Ее пару раз переносили с места на место. Потом построили два саманных коровника и телятник, крытые талом и соломой. После дождей крыши протекали, и внутри коровников на проходах было сыро и грязно. Освещались они керосиновыми фонарями до тех пор, пока в 1957-58 годах не появилось электричество. Доили коров, естественно, вручную, и это был тяжелейший труд. – Пальцы у доярок, - из воспоминаний старейших жителей, - скрючивало, сводило судорогой, руки и ноги мозжило, многие из них «заработали» ревматизм, ведь коровники не отапливались, а работать приходилось в резиновых сапогах круглый год.

Базы были низкие, и во время сильных буранов их заносило снегом наравне с крышами. В такую пору дояркам приходилось еще труднее: прежде чем войти в помещение, надо было откопать входные ворота и окна. На санях-розвальнях доярки ездили на гумно за сеном, корзинками растаскивали по кормушкам силос. Летом они же делали кизяк для отопления телятника и Красного уголка. Кровля баз требовала постоянного обновления, а саманные стены – обмазки и побелки. И опять это приходилось делать бедным женщинам. Кроме того, их привлекали к работе на току и на заготовку сена, ведь рабочих рук не хватало… Труд был тяжелый, малооплачиваемый, работали «за палочки», то есть за трудодни.
 

8. Лицом к природе
 

В старое время на речке улицы Кутыревки был построен деревянный мост. Он имел два ледореза и арочное ограждение, под сводами которого была прикреплена Икона Божьей матери. Этот мост служил людям много лет, а когда он износился, чуть пониже построили другой, только упрощенный, без арки и ледорезов. Каждый год перед весенним поводком его разбирали, и настил аккуратно складывали где-нибудь на возвышенном месте, а после схода воды снова мастерили. А когда износился и этот мост, стали поступать еще проще, - сооружали земляные переправы, и делали это каждый год в течение многих лет. В результате от лугов, имевшихся в пойме реки в районе улицу Ясашной, осталось одно название. В старину на этих лугах имелись озера с чистой, прозрачной водой. В озерах водилась рыба, росли белые лилии, желтые кувшинки, а на лугах – сочные травы. Теперь луга зарастают не луговыми травами, а сорняками, в том числе циклохеной. К счастью, теперь земляная плотина речке и лугам не угрожает, так как вместо нее в 2004 году председатель СПК (колхоза) «Русь» А.П. Беляков построил добротный капитальный мост из металлических конструкций.

На правом берегу реки Тананык имелась овощная плантация, на которой выращивали огурцы, капусту, помидоры, лук, морковь. Для подачи воды использовалось устройство, называемое чихирем (чигирем). Оно приводилось в действие парой лошадей. Лошади часами ходили по кругу, обеспечивая полив. Позже появились еще две плантации, где вода подавалась центробежными мотопомпами. За капустой в Лаврентьевку приезжали люди со всей округи.
 

9. Топонимика и исчезнувшие села
 

Большинство мало-мальски заметных холмов, оврагов, лесов составляющих окрестности Лаврентьевки, имеют свои названия. Долы: Ванькин, Панин, Егоркин, Зубанков, Домнин, Сосоновый, Быков, овраг Сухой Тананык; возвышенности: Костинский (Антоновский) сырт, Татарская шишка, Серьезная гора; поля: Семеновский участок, Попова нарезка, Байгоровская, Кисляки. Именовались они или по стародревней принадлежности, или по особенности рельефа, или по каким-то другим характерным признакам. Относительно Татарской шишки, например, существует придание, согласно которому давным-давно жила в селе татарка по имени Камиля. И когда она состарилась и умерла, а веры она была мусульманской, на православном кладбище ее хоронить не стали. За речкой, если переезжать Ванькин лес, дорога круто поднимается в гору. Здесь-то на южном склоне этой горы и похоронили Камилю. С тех пор та гора и стала называться Татарской шишкой.

Если внимательно рассмотреть старую карту, то можно обнаружить отмеченный на ней хутор Долгих, названный так предположительно, по фамилии его основателя. Позже он разросся и стал селом Долговка.

Интересное предание о происхождении села Ежовка, располагавшейся возле оврага Сухой Тананык. В 1883 году, когда эта местность относилась к Ромашинской волости, здесь, на казенных землях, поселили Николаевских солдат с семьями, насчитывавшими сто ревизских душ. Новый поселок назвали Федоровский Сырт. Со временем его поменяли и стали называть Ежовкой. Солдатам-гвардейцам, как известно, полагалось носить парики. А наиболее удобной прической под париком был «ёжик» Парики на новом месте бывшие солдаты, ставшие крестьянами, естественно, не носили, а привычка стричься «под ежик» сохранилась. Вот и назвали деревню Ежовкой. Насколько достоверно это предание - судить трудно. Ведь свое название поселок Федоровский Сырт сохранил, как минимум, до Великой Отечественной войны, хотя, возможно, в народе Ежовкой его называли задолго до этого. А что касается Николаевских солдат, то они и в самом деле обживали поселок. Об этом свидетельствуют достоверные архивные источники.
 

10. Лаврентьевка и штат Техас
 

Готовя историю родного села, я попытался воспользоваться так называемой «мировой паутиной» - интернетом. Мало ли что, ведь иногда в нем обнаруживаются самые неожиданные вещи. Поисковой системе «Яндекс» даю задание – «Лаврентьевка оренбургская», и начинаю просматривать сайты, которые она мне выдает. Поначалу они меня разочаровывают. Но вот попадается сайт, содержащий сведения «О порушенных святынях Бузулукского уезда», в которых речь идет о православных храмах, в том числе о лаврентьевской церкви. Это уже кое-что. И вдруг еще одно упоминание Лаврентьевки, но уже в неожиданном соседстве с Аргентиной, Францией, Южной Австралией, американскими штатами Техас и другими уголками земного шара.

Что может быть общего между Лаврентьевкой и скажем штатом Техас? А общее в том, что в Лаврентьевке, как и в упомянутых регионах, однажды упал метеорит. Падение произошло 11 января 1938 года. На месте падения был обнаружен еще горячий камень весом 794 грамма. На сайте проводятся географические координаты места падения, и этим, к сожалению, сведения исчерпываются. Тут у меня возникают сомнение: о нашей ли Лаврентьевке идет речь? Мало ли их могло быть в Оренбургской области. Но, во-первых, сходятся упомянутые географические координаты Лаврентьевки, во-вторых, в краеведческом уголке сельской библиотеки нахожу заметку газеты с упоминанием о метеорите, которая называется «Найден метеорит». Читая эту заметку, я выяснил, что метеорит был найден в трех километрах от Лаврентьевки за «Сосновым долом» охотником. До его падения были слышны три-четыре взрыва, напоминающие орудийный выстрел, после чего в 20 метрах от охотника с жужжанием камень упал на землю и от сильного падения ушел в землю на 15 сантиметров.

При прикосновении к нему были ожоги рук, и даже через 15 минут, после падения метеорит был еще горячим. По внешнему виду он напоминал камень овальной формы в диаметре 10-15 см., черно-бурого цвета, с обгоревшей коркой на 1,5 мм. Цвет внутренней массы - стальной, из крупинок металлических и минеральных частиц.

Исследование московского специалиста Академии наук Е.Л. Криновым, побывавшим на месте падания метеорита, дало основание сделать предположение о том, что метеорит упал на поверхность земли при очень пологой траектории, направленной с севера на юг. Вместе с тем по предположению Кринова, возможно, упало несколько отдельных экземпляров, из которых только один оказался найденным.
Других публикаций по поводу падания метеорита не обнаружил, но кто знает, может быть, и сейчас где-то в окрестностях Лаврентьевки покоятся выпавшие тогда небесные тела.
 

11. Все еще впереди
 

В настоящее время на территории сельской администрации действует СПК (колхоз) «Русь» с 180 работниками, школа и филиал музыкальной школы, почта, дом творчества, фельдшерский пункт, отделение службы соцпомощи.

В 1992 г. на момент переорганизации колхоза «13 лет Октября» в Акционерное Общество Закрытого Типа «Русь», а далее в СКП (колхоз) «Русь» земельная площадь осталась прежней, но изменилась среднегодовая численность работающих с 386 человек до 180 человек.

Сегодня Лаврентьевский СПК (колхоз) «Русь» решает те же задачи, что и его предшественник – «13 лет Октября», только уже в совершенно иных условиях – рыночных. Испытывает сходные с другими хозяйствами проблемы, но, в отличие от многих из них, развивается поступательно. Большая заслуга в этом председателя колхоза А.П. Белякова. Именно при нем был восстановлен и газифицирован автотракторный гараж. Из оставшихся овчарен, которые еще не успели растащить, сделано семь складских помещений. Их электрифицировали, обновили шиферную кровлю, заасфальтировали полы, аккуратно заложили лишние проемы, установили вытяжные вентиляторы. Сделана и запущена в работу зерносушилка. Бывшую старую котельную переоборудовали под гараж. Огромную восстановительную и реконструкционную работу проделали на животноводческих объектах. Любо посмотреть на выгульные карды с летними лагерями. К животноводческим помещениям подведен газ и они отапливаются. В каждом помещении есть свои бытовки, где можно обогреться, обсушиться, попить чай. Газ подведен и к ремонтным мастерским. Благоустраивается и само село.

Люди в Лаврентьевке не живут одним днем, думают о будущем. О тех, кто придет на смену нынешним работникам заботятся уже сегодня. Руководитель колхоза и глава сельской администрации работают в тесном контакте. К примеру, затраты на ремонт детского сада поделили, как говориться, пятьдесят на пятьдесят. Здание детского сада пустовало почти восемь лет, и вот возникла в нем необходимость. Какая? Да дошколят в селе около 30 человек, а мамам, которым нужно работать сидят дома. Надеемся, что теперь с открытием садика все трудности позади.
Из всех основных школ района Лаврентьевская пожалуй самая многочисленная. Школьному зданию 43 года, но ветхостью от него не веет. Одни деревянные да отлакированные двери кабинетов чего стоят. Такого ни в одной школе больше нет. Здесь очень тесная взаимопомощь школы, колхоза и сельской администрации. Учеников везде можно встретить: на току, на ферме, на благоустройстве села. Деньги, перечисляемые хозяйством за работу, копят на новый компьютер.

Подскажите, в какой школе ребенок может заработать 500 рублей в месяц? Не знаете? Да только здесь – в Лаврентьевке. Получил в четверти все пятерки и деньги твои.

Колхоз даже учебниками помогает. А на Новый год у девчонок и мальчишек настоящий пир со сладостями и фруктами.

… Но все хорошо не бывает. Тревожат преподавателей издержки нашего времени: школьники не читают книг, предпочитая телевизор; двигаются мало.

Чтобы как-то исправить ситуацию, сделали в селе добротный хоккейный корт. Вечером разноцветные огни горят над площадкой. Теперь каждую зиму организуются хоккейные матчи между командами соседних сел. И как оказалось наша команда хоккеистов ни в чем не уступает команде с района.

Кроме общеобразовательной школы на селе вот уже несколько лет с успехом работает филиал музыкальной школы. Общеобразовательная и музыкальная школа стали почти единым целым. Ведь почти половина детей обучается музыке. А мероприятия совместные, какие замечательные проводятся. Никто не считает, кому славы досталось больше, главное, что всем интересно. Да и работники Дома Творчества в стороне не остаются. Вот так они все вместе и трудятся на славу своего села.

Заботу о ветеранах и пенсионерах в Лаврентьевке проявляют не только в праздники, а ежедневно, выделяя продукцию по льготным ценам бывшим работникам и бесплатно – участником войны.

Больших вложений потребовало строительство моста. Ведь прежний мост ежегодно затопляло, и на свинарник было добраться большой проблемой (Рисунок №).

Жители многих населенных пунктов района испытали на себе отсутствие уличного освещения. В Лаврентьевке с этим проблем не возникало: взяв на себя своевременную оплату за электроэнергию, хозяйство расплачивается регулярно.

 

Заключение

В настоящее время села пребывают в тяжелейшем положении. Где-то совсем уже не сеют поля, не занимаются животноводством, одним словом, нет колхозов. А без жесткой хозяйской руки все ранее действующие постройки идут под слом жителями, которые не понимают, что рушат свои же родные места.

Совсем закрываются школы, государство своей новой реформой надеется решить задачи по вопросам образования, (может в целях экономии), но оно даже не думает, что от этого страдают только дети. Как тяжело и опасно ездить в школу за несколько километров каждый день в любую погоду.

Острой проблемой по-прежнему является нехватка рабочих кадров. Труд в деревне очень тяжелый, а оплата за него смешная. Поэтому все молодое поколение старается уехать из села. Остаются самые выдержанные.
Хочется верить, что государство, наконец, обратит внимание на село. Ведь не будет колхозов, не будет и простого элементарного соперничества между ними, стремления производить больше сельскохозяйственной продукции, быть лучшим хозяйством в районе. А без школы жизнь на селе совсем «потухнет».

Все-таки наше село, как бы трудно сейчас не жилось, производит хорошее впечатление, как у самих жителей, так и у тех, кто к нам приезжает. Здесь чисто, зелено, чувствуется хозяйская рука, сплоченность людей и грамотный подход ко всему и во всем. Но самое главное это то, что в Лаврентьевке живут трудолюбивые люди, которые не сдаются, у которых есть перспектива на будущее.
В заключении хотелось бы пожелать, чтобы история родного села, достойно занявшее свое место в краеведческом уголке школы или сельской библиотеке, была самой читаемой, дабы будущее поколение лучше знали свое село и людей живущих в нем.


 

Список используемых источников


1. История села Лаврентьевка (методическая папка библиотеки);
2. Общественно-политическая газета Курманаевского района Оренбургской области «Знамя труда» - № 62 07.06.2004 г., № 63 09.06 2004 г.;
3. Тимофеев Н.И. «Хранят здесь тайны степи золотые»;
4. Интернет.