Информация для ознакомления (важная информация)

Об уголовной ответственности для иностранных агентов за нарушение порядка их деятельности

Федеральным законом от 29.12.2022 № 582-ФЗ «О внесении изменений в статьи 239 и 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – УК РФ) для иностранных агентов введена уголовная ответственность за нарушение порядка их деятельности.

Теперь иностранные агенты, нарушившие порядок своей деятельности, привлеченные дважды в течение года к административной ответственности за совершение любого из административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 2 – 9 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), подлежат уголовной ответственности по ч. 2 ст. 330.1 УК РФ.

К примеру, если иностранным агентом распространены предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом, его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.

Повторное совершение аналогичных действий в течение года вновь подлежит квалификации по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.

Допущенные лицом в третий раз подобные деяния влекут за собой уголовную ответственность по ч. 2 ст. 330.1 УК РФ с максимальным наказанием в виде двух лет лишения свободы.

Новые лицензионные требования к управляющим организациям

Федеральным законом от 25.12.2023 № 662-ФЗ, вступающим в силу с сентября 2024 года, вносится ряд изменений в статьи 193 и 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), регулирующие лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

В частности, к лицензионным требованиям, предусмотренным статьей 193 ЖК РФ, будут также отнесены:

- отсутствие у учредителя (участника) лицензиата, учредителя (участника) соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие – в настоящее время указанное требование сформулировано по отношению к должностному лицу лицензиата либо соискателя лицензии;

- непривлечение к административной ответственности лицензиата, соискателя лицензии за грубое нарушение лицензионных требований в течение трех лет, предшествующих дате получения лицензии, дате продления срока ее действия;

- отсутствие в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о банкротстве юридического лица, которое осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами и должностными лицами и (или) учредителями которого являлись должностные лица и (или) учредители соискателя лицензии, в течение трех лет, предшествующих дате обращения за лицензией такого соискателя лицензии.

Ответственность за нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрена статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Гражданско-правовая ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной платы и в случае ее неначисления

Каждый работник имеет право на вознаграждение за труд без дискриминации не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий ее выполнения, а также компенсационные выплаты (надбавки и доплаты, надбавки стимулирующего характера, к примеру, премии). Статьей 134 ТК РФ гарантируется индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным трудовым договором или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ). в случае ее невыплаты в установленные сроки предусмотрена материальная ответственность работодателя.

В ст. 236 ТК РФ закреплено право работника на денежную компенсацию в случае, когда причитающиеся ему выплаты не были начислены работодателем, но суд признал его право на их получение. Ранее обязанность работодателя выплачивать материальную компенсацию работнику за каждый день задержки заработной платы и иных выплат предусматривалась лишь в случае их начисления, если же выплаты, в нарушение требований закона, не начислялись работнику, то денежная компенсация не выплачивалась.

Размер компенсации исчисляется из невыплаченных сумм со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны быть выплачены при своевременном их начислении в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка

Об ответственности за нанесение побоев

Уголовная ответственность за побои предусмотрена ст.ст. 116 и 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, за побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие причинение легкого вреда здоровью, совершенные из хулиганских побуждений, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, несет уголовную ответственность по ст. 116 УК РФ с максимальным наказанием в виде лишения свободы до 2 лет.

При отсутствии названных признаков такое лицо понесет ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль и не повлекших при этом легкого вреда здоровью, по ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа от 5 до 30 тысяч рублей, либо административного ареста, либо обязательных работ.

В случае повторного совершения лицом правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, оно может быть подвергнуто уголовному наказанию по ч. 1 ст. 116.1 УК РФ в виде штрафа до 40 тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до 240 часов, либо исправительных работ сроком до 6 месяцев.

В случае нанесения побоев лицом, имеющим судимость за любое преступление, совершенное с применением насилия, оно подлежит уголовной ответственности по ч. 2 ст. 116.1 УК РФ, предусматривающей наказание в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничения свободы на тот же срок.

Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Федеральным законом от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), вступившим в силу в июле 2023 г., изменены подходы к вопросам прекращения гражданства.

Например, по новым правилам гражданство Российской Федерации может быть прекращено на основании добровольного волеизъявления лица, в связи с установлением факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации или решение о признании гражданином Российской Федерации.

При этом по последнему основанию гражданство не может быть прекращено по истечении десяти лет со дня принятия решения о приеме.

В безусловном порядке, независимо от даты принятия решения о приеме в гражданство, гражданство прекращается в связи с сообщением заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, выразившееся в том числе в совершении:

а) преступления (приготовление к преступлению или покушение на преступление);

б) действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Перечень преступлений вследствие совершения которых принимается решение о прекращении гражданства Российской Федерации приведён в статье 24 Федерального Закона о гражданстве: тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и наркотических средств, против половой неприкосновенности, против общественной безопасности, преступления экстремистской и террористической направленности и ряд других.

Копия вступившего в законную силу приговора направляется судом первой инстанции в орган внутренних дел, уполномоченный принимать решение о прекращении гражданства.

Факт совершения действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, устанавливается органами федеральной службы безопасности, о чем выносится заключение установленного образца, подлежащее вручению в трехдневный срок лицу, в отношении которого оно вынесено. Дополнительно заключение направляется в орган внутренних дел.

Об участии граждан в качестве присяжных заседателей

Участие в качестве присяжных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом граждан Российской Федерации, закрепленным в части 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Граждане призываются к исполнению таких обязанностей один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

За время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия присяжному заседателю выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи того суда, в котором рассматривается уголовное дело, пропорционально числу дней участия присяжного заседателя, но не менее его среднего заработка по месту основной работы за период отправления правосудия.

Также возмещаются командировочные, транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

По основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, увольнение или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. 

О видах доходов, на которые не может быть обращено взыскание службой судебных приставов

Исчерпывающий перечень доходов, взыскание на которые не может быть обращено судебными приставами-исполнителями, определен ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

К ним, в частности, относятся денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, возмещения вреда здоровью, в связи со смертью кормильца, средств федерального материнского (семейного) капитала, социального пособия на погребение и другие.

Кроме того, к доходам, на которые не может быть обращено взыскание, относятся ряд ежемесячных, ежегодных компенсационных выплат, установленных как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта Российской Федерации.

Однако, следует обратить внимание, что по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, ограничения по обращению взыскания на денежные суммы в некоторых случаях не применяются.

Например, исключения составляют компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф за счет федерального, регионального или местного бюджетов.

Уголовная ответственность за вождение в пьяном виде

Статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Субъектом преступления по статье 264.1 УК РФ является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Им может быть не только водитель, сдавший экзамены на право управления транспортным средством и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее им (лицо, у которого удостоверение было изъято, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением).

Преступление совершается умышленно и считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, управляемого лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Часть 1 рассматриваемой статьи предусматривает уголовную ответственность в случаях, когда лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения, ранее подвергнуто административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Водителю назначается наказание в виде штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Частью 2 статьи 264.1 УК РФ установлена ответственность в случаях, когда лицо управляющее транспортным средством в состоянии опьянения, имел судимость за нарушение в состоянии опьянения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека или двух и более лиц.

Водитель наказывается штрафом в размере от 300 000 до 500 00 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного на период от двух до трех лет либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

В качестве дополнительного наказания назначается лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью соответственно на срок до трех или до шести лет.

В силу пункта «д» части 1 статьи 104.1 УК РФ транспортное средство, принадлежащее обвиняемому и использованное им при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ, конфискуется, то есть принудительно безвозмездно изымается и обращается в собственность государства.

Об уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

 

Уголовная ответственность родителей за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей предусмотрена статьей 157 Уголовного кодека Российской Федерации.

Этой же статьей установлена ответственность за неуплату совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин средств на содержание нетрудоспособных родителей.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде исправительных работ, принудительных работ либо лишение свободы на срок до 1 года.

Обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей закреплена в статье 87 Семейного кодекса Российской Федерации.

При этом дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей (часть 5 статьи 87 Семейного кодекса Российской Федерации).

Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей закреплена статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации. Лишение или ограничение родительских прав не освобождает от данной обязанности. Также родители не освобождаются от обязанности по содержанию своих детей при их помещении на полное государственное обеспечение.

Обязательными условиями для привлечения лица к уголовной ответственности за совершения преступления, предусмотренного ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, является неоднократность неуплаты алиментов без уважительных на то причин и наличие реальной возможности их выплатить.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2022 № 39 «О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» неоднократность имеет место, если в период неуплаты алиментов лицо считалось подвергнутым административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в отношении должника должно быть вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.

При этом период неуплаты должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства.

Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением.

Как отмечалось выше, уголовная ответственность за неуплату алиментов наступает только в том случае если должник имел реальную возможность их выплатить, но умышленно уклонялось от исполнения возложенной на него обязанности либо производил платежи в размере менее установленного судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением.

В случае, если неуплата алиментов возникла по уважительным причинам, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уважительными причинами судом могут быть признаны такие обстоятельства, при которых неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей имела место независимо от воли лица.

Например, болезнь должника, прохождение им военной службы по призыву, невыплата заработной платы работодателем, задержка или неправильное перечисление банком сумм по алиментам и т.д. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 № 6 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»).

Об уголовной ответственности за неуплату налогов, страховых взносов и сборов

Уклонение от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, что представляет значительную общественную опасность.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов для физических лиц предусмотрена ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), для организаций - ст. 199 УК РФ и наступает в случае уклонения от уплаты федеральных налогов и сборов, страховых взносов, региональных налогов и местных налогов и сборов. Совершение данных преступных деяний возможно только с прямым умыслом.

При этом субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов, сборов, страховых взносов, по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в силу закона является обязательным.

Наряду с гражданами субъектом данного преступления может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус или иные лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой, иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со ст.ст. 26, 27 и 29 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя.

Субъектом преступления по ст. 199 УК РФ может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов, сборов, страховых взносов, в качестве отчетных за налоговый (расчетный) период. Такими лицами являются руководитель организации – плательщика либо уполномоченный представитель такой организации (ст. 29 НК РФ).

Также субъектом данного преступления может являться лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации - плательщика налогов, сборов, страховых взносов.

Способами уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов являются действия, состоящие в умышленном включении в налоговую  декларацию (расчет) или иные документы, представление которых является обязательным, заведомо ложных сведений, либо бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных указанных документов.

Максимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 198 УК РФ, представляет собой штраф от 100 до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение свободы до 1 года. При совершении преступного деяния в особо крупном размере, наказание увеличивается: штраф от 200 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Нужно учитывать, что крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 2 млн 700 тыс. рублей, а особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 13 млн 500 тыс. рублей.

Что касается ст. 199 УК РФ, то санкция, предусмотренная указанной статьей выше: штраф от 100 до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В случае совершения данного деяния в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, наказание в виде штрафа составит от 200 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, а лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 15 млн рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 45 млн рублей.

Стоит обратить внимание, что лица, впервые совершившие преступления, предусмотренные вышеуказанными статьями, освобождаются от уголовной ответственности, если ими полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в порядке и размере, определяемых в соответствии с НК РФ.

О порядке и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы

Согласно ч. 1 ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

Суд также возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Данный вид наказания может быть назначен в качестве основного или дополнительного, при этом срок наказания составляет от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы.

Порядок отбытия наказания установлен главой 8 Уголовно-исполнительного комплекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).

Органом, осуществляющим исполнение данного вида наказания, является уголовно-исполнительная инспекция.

Частью 2 ст. 47.1 УИК РФ установлено, что не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) уполномоченный орган вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет.

Данный вид наказания исполняется с применением специальных устройств контроля, закрепляемых на лодыжке и извещающих инспектора о любом несанкционированном перемещении в периоды, запрещенные судом.

Статьей 50 УИК РФ устанавливается порядок отбывания наказания.

Так, осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.

В соответствии с частью 4 указанной статьи согласие на уход из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования дается уголовно-исполнительной инспекцией осужденному при наличии ряда исключительных личных обстоятельств (например, смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного, в связи со стихийным бедствием или иным чрезвычайным обстоятельством, а также ряда других обстоятельств).

За нарушение правил и условий отбывания наказания установлена ответственность по ст. 58 УИК РФ. К числу неправомерных действий относятся:

- неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет;

- несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;

- неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.

Устанавливаются и другие виды нарушений, влекущих за собой применение мер реагирования.

В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, уголовно-исполнительная инспекция может внести в суд соответствующее представление.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания, назначенного в качестве основного либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в соответствии со статьей 80 УК РФ, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде реального лишения свободы.

При этом злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:

- осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения;

- осужденный, отказавшийся от использования технических средств надзора и контроля;

- скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;

- осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием.

При решении вопроса о замене соответствующего вида наказания на лишение свободы участвует прокурор, который дает заключение о законности и обоснованности предъявляемых уголовно-исполнительной инспекцией требований.

Об ответственности за несоблюдение порядка рассмотрения обращений

Процедура рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

В целях исключения возможного нарушения порядка и сроков их рассмотрения в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, иных организациях, осуществляющих публично значимые функции, уполномоченными лицами (структурными подразделениями) в пределах компетенции осуществляется внутренний контроль, анализируется содержание поступающих обращений, принимаются меры к своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

При проведении соответствующих контрольных мероприятий в обязательном порядке подлежат проверке:

 – исполнение требований законодательства;

– организация учета и регистрации поступающих обращений, порядок рассмотрения, направление исполнителям;

 – организация личного приема заявителей уполномоченными лицами и руководителями органа или организации (в том числе наличие и исполнение графика личного приема);

 – соответствие помещений приемной органа или организации установленным требованиям и нормам;

 – соблюдение сроков рассмотрения обращений, надлежащий контроль;

– информационно-аналитическая и справочная работа по жалобам;

 – анализ информации о результатах рассмотрения вопросов, содержащихся в заявлениях, с принятыми решениями.

За нарушение требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность виновных должностных лиц по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которая влечет наложение штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Исключительной компетенцией по возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном вышеуказанной статьей, наделен прокурор.

К примеру,  в ходе проверки прокуратуры г. Комсомольска-на-Амуре по обращению директора ООО «ПТП» установлено, что управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре вопреки требованиям ст.ст. 10, 12, 14 Федерального закона № 59-ФЗ не обеспечено объективное и всестороннее рассмотрение обращений заявителя, что повлекло нарушение его конституционных прав на получение ответа по всем поставленным в обращении вопросам.

По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования должностное лицо, допустившее нарушения, привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания; начальник управления - к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Об осуществлении перерасчета платы за ТКО при временном отсутствии потребителя

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрена возможность осуществления перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении.

В соответствии с вступившими в силу 01.03.2023 изменениями (постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2022 2076) перерасчет потребителям в жилых помещениях, а также в занимаемых комнатах в коммунальной квартире осуществляется исполнителем услуги на  основании письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальную услугу и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия в жилом помещении. Такими документами могут быть, например, проездные билеты, туристические путевки, командировочные листы, больничные справки.

Заявление о перерасчете подается до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после его окончания.

Если при подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия не могут быть представлены документы, подтверждающие его продолжительность, потребитель вправе указать в заявлении, что документы будут представлены после его возвращения. В этом случае потребитель обязан предъявить исполнителю данные документы в течение 30 дней после возвращения.

Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении исходя из доли, приходящейся на каждого потребителя в общей площади жилого помещения.

Перерасчет платы осуществляется в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете.