О сенокошении на землях лесного фонда

 

МИНИСТЕРСТВО 

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЭКОЛОГИИ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Дом Советов, г. Оренбург, 460015

телефоны:.................... (3532) 77-64-17, 78-60-16

телефакс:...................................... (3532) 78-60-79

http://www.mpr.orb.ru; e-mail office27@mail.orb.ru



О сенокошении на землях лесного фонда

В лесничествах Оренбургской области на землях лесного фонда имеются участки сенокосных угодий, которые традиционно использовались местным населением для собственных нужд.

Статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусмотрено предоставление гражданам лесных участков в безвозмездное пользование[i] в целях ведения сельского хозяйства[ii] (в том числе сенокошения) для собственных нужд.

До 2015 года оформление договора безвозмездного пользования лесным участком для сенокошения не требовало обязательной постановки участка на государственный кадастровый учет, поскольку применялся государственный учет в лесном реестре с присвоением участкам условных номеров. Данная процедура была абсолютно бесплатной, поэтому министерство массово заключало такие договоры с гражданами.

С 2015 года земельное и лесное законодательство изменилось, предоставление лесных участков стало возможным только после процедуры государственного кадастрового учета.

Поскольку подготовка межевого плана является платной процедурой, большинство местных жителей либо перестали заниматься сенокошением на лесных сенокосах, либо продолжили делать это без разрешительных документов, зачастую попадая под административное производство.

Напомним, что согласно статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Полномочия по составлению таких протоколов возложены на должностных лиц контрольно-надзорных органов, в том числе – государственных лесных инспекторов районных ГКУ «лесничеств».

Угроза административной ответственности вызывает огромный всплеск социальной напряженности на территориях области.

Кроме того, проблема отсутствия упорядоченного выкашивания местным населением травы в лесах имеет очень серьезные последствия в виде накопления горючих материалов в засушливый сезон и вызывает риск возникновения и стихийного распространения природных пожаров, которые зачастую случаются по вине незаконных сенокосчиков.

Заключение договора безвозмездного пользования лесным участком[iii] для сенокошения во многом предупреждает риск возникновения природных пожаров на сенокосах, поскольку на гражданина возлагаются обязанности по базовому противопожарному обустройству лесов, исполнение которых легко проконтролировать.

Основным плюсом такого договора для гражданина является отсутствие избыточных обязанностей по разработке проекта освоения лесов, арендной плате, подаче лесной декларации и многочисленных отчетов лесопользователей.

Договор безвозмездного пользования заключается максимально на 5 лет и требует проведения государственной регистрации в органах Росреестра, что для физических лиц облагается госпошлиной. Для минимизации затрат местного населения министерство готово самостоятельно направлять договоры в Росреестр бесплатно.

После окончания срока договора министерство готово рассмотреть вопрос о предоставлении лесного участка тому же пользователю в приоритетном порядке на новый срок на тех же условиях, если гражданин без нарушений исполнит условия предыдущего договора.

Также министерство готово заключать такие договоры с гражданами с применением механизма предварительного согласования предоставления участков в безвозмездное пользование, предусмотренного статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Данный механизм предполагает, что расходы на обеспечение кадастрового учета лесного участка гражданин будет нести только в случае вынесения предварительного решения о предоставлении, которое действует два года. Таким образом гражданин получает гарантию того, что все понесенные затраты будут результативными.

Кроме того, несколько граждан могут коллективно нанимать одного кадастрового инженера (организацию) для сокращения затрат на межевание (например, экономия на транспортных расходах за один выезд на несколько участков).

К заявлению о предварительном согласовании необходимо прикладывать проектную документацию лесного участка, подготовка которой также возложена на заинтересованное лицо, то есть гражданина. С целью минимизации количества отказов по таким заявлениям министерством и районными ГКУ «лесничествами» организована работа по анализу лесных сенокосных угодий и подготовка перечня лесных участков, пригодных и разрешенных к использованию в указанных целях.

На основании изложенного просим Вас:

1. Предоставить информацию об имеющихся проблемах, связанных с оформлением и использованием местными жителями лесных сенокосных угодий.

2. Максимально возможными средствами (на сходах граждан, в ходе подомовых обходов, в местных СМИ, на стендах и т.д.) распространить среди местных жителей вышеизложенную информацию о возможности оформления лесных сенокосных угодий для собственных нужд.

3. Рассмотреть вопрос об оказания содействия местному населению в технических вопросах оформления лесных участков для указанных целей, в том числе в процедуре государственного кадастрового учета и подготовке первичных документов.

Министерство готово оказать любую методическую и консультативную помощь сотрудникам администраций МО и местным жителям в вопросах оформления участков по телефонам: (3532) 78-63-86 (Гирин Николай Владимирович) и 78-67-24 (Исаев Александр Вячеславович).

Учитывая актуальность и сезонный характер проблемы, о результатах рассмотрения настоящего письма прошу сообщить в адрес министерства в максимально сжатые сроки.

Министр                                                                                А.М. Самбурский

[i]        Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в безвозмездное пользование утвержден приказом Минприроды России от 25.10.2016 № 559

[ii]       Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства утверждены приказом Минприроды России от 02.07.2020 № 408.

[iii]      Форма типового договора безвозмездного пользования лесным участком для ведения сельского хозяйства утверждена приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 435.