Памятка

ПАМЯТКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

 ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. (Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

  

ЧТО ТАКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ?

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ в пределах их полномочий:

  • а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

(Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  • признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  • приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  • СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ.

 (Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)


ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕконфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

НЕПРИНЯТИЕгосударственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его УВОЛЬНЕНИЕ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

КЛЮЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.
Среди них:

- выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего;
- нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;
- участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;
- заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;
- предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;
- владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

ПАМЯТКА

ПО ПРИНЯТИЮ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ - это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАНпринимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/ РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В случае поступления предложения незаконного вознаграждения государственному и муниципальному служащему рекомендуется:

  • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;
  • внимательно выслушать и точно запомнить предложенные условия (за совершение или не совершение каких именно действий предлагается незаконное вознаграждение, размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);
  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое место для следующей встречи либо место, указанное сотрудниками правоохранительных органов;
  • не брать инициативу в разговоре на себя, больше «работать на прием», позволить потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить как можно больше информации;
  • выяснить полномочия представителя юридического лица, от имени или в интересах которого предлагается незаконное вознаграждение (наличие полномочий на представление интересов организации в силу устава (директор организации) либо соответствующим образом оформленной доверенности);
  • при наличии диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке либо обеспечить (по возможности) наличие свидетелей разговора (например, коллег).

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЁН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТНИЧЕСТВО?

За взяточничество к уголовной ответственности привлекаются:

  • взяткодатель;
  • взяткополучатель;
  • посредник во взяточничестве (тот, кто непосредственно передаёт взятку по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки).

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ лицо, давшее взятку либо передавшее взятку, если оно:

  • активно способствовало раскрытию, пресечению и (или) расследованию преступления;
  • либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;
  • либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило
    в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче (передаче) взятки.

ПОМНИТЕ!Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников и лицо, передавшее взятку, поставлено перед фактом обнаружения совершения им преступления.

ЧТО СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА

У ВАС ВЗЯТКИ?

САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ – при первой возможности обратиться с устным или письменным сообщением в правоохранительные органы по месту Вашего жительства.

ПАМЯТКА

ПО ПРИНЯТИЮ МЕР В СЛУЧАЕ СКЛОНЕНИЯ К НАРУШЕНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одной из обязанностей государственных и муниципальных служащих, установленных антикоррупционным законодательством Российской Федерации, является

Указанная обязанность закреплена в статье 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»: 

 «Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

  1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
  2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
  3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем)».